Дорогие друзья! С некоторых пор стали спрашивать меня, не занимаюсь ли коучингом. Сначала это вызывало недоумение и забавляло. Пару лет назад, при знакомстве, наследник одного художника спросил, зачем я сбрил бороду. На днях ситуация повторилась с небольшими вариациями, пришлось разбираться. Так вот, всё прояснилось: в сети на запросы «коллекционер Дмитрий Александрович Захаров» поисковики выдают фото моего полного тёзки. Друзья – это простое совпадение, я бизнес-консультантом не являюсь, коучингом не занимаюсь, художникам лекций по продажам не читаю, бороду и усы никогда не носил. В меру сил собираю советское искусство, изучаю его, иногда даю на выставки, веду сайт и Telegram канал «Трамвай искусств». Ниже несколько моих фотографий.

Формирование коллекции советских плакатов началось сравнительно недавно. Первые приобретения были сделаны в феврале 2013 года, с тех пор она постоянно пополняется произведениями новых авторов, расширяются уже существующие разделы.

В коллекции насчитывается более 2700 различных произведений тиражного графического искусства.

Особый интерес представляют оригинальные плакаты, макеты, варианты и эскизы. Подобных плакатов в коллекции около 350 единиц, многие из них являются редкими и уникальными произведениями. Такими можно считать плакаты Дмитрия Моора – «Ильич выздоровел», Виктора Корецкого «Воин Красной армии – спаси!», «Будьте прокляты!», Вениамина Брискина – «Урок врагам!», Алексея Кокорекина – «Выше класс советского футбола!». 

Революция 1917 года и построение первого в мире социалистического государства определили своеобразие искусства в России, в основе которого лежали не только формальные, но и социальные поиски. Плакат рассматривается как жанр нового революционного искусства, он становится массовым средством художественной пропаганды основных событий советской истории. 

С самого начала советский плакат был призван утверждать в общественном сознании новую оценку человека. Главной его доблестью провозглашался труд, полный революционного героизма. В дальнейшем, советский политический плакат участвовал и в формировании в массовом общественном сознании образа защитника Социалистического Отечества. Советский плакат сразу же стал подлинно массовым средством агитации и политико-просветительной работы.

Новые функции и задачи, новая зрительская аудитория потребовали особых художественных форм и выразительных средств. Их поиски протекали в русле процессов создания нового революционного искусства, уже сформировавшиеся и молодые художники активно включились в его строительство. 

С рождением конструктивизма в СССР, подготовленным развитием техники, пафосом индустриального строительства и растущей урбанизацией, художники – А. Родченко, Э. Лисицкий, Г. Клуцис, братья Стенберги, В. Кулагина, Н. Прусаков, С. Сенькин свои прогрессивные идеи принесли в плакат. Многие художники, не будучи конструктивистами по своей сути, также активнейшим образом использовали новые приёмы в своём плакатном творчестве. Молодые художники – выпускники Вхутемаса-Вхутеина, впитывая идеи своих старших коллег, приспосабливали их находки к новым реалиям 30-х.

Одним из таких художников был Петр Караченцов, достойно представленный в разделе коллекции 30-х годов. Ученик Дмитрия Моора и Сергея Герасимова, последователь Дейнеки, унаследовав лучшее от своих учителей, не став их подражателем, создал до войны два десятка запоминающихся плакатных листов. В коллекции представлены его тиражные плакаты и оригинальные макеты. Довоенные плакаты этого автора отличаются острой выразительностью и монументальностью присущими художникам объединения ОСТ, к которому он примыкал.

В собрании наиболее широко представлен один из самых известных послевоенных советских плакатистов – Алексей Кокорекин. Лауреат двух Сталинских премий, член Студии военных художников им. М. Б. Грекова, председатель плакатной секции МОССХ, автор более 300 плакатов. В собрании находятся работы 1930–1950-х годов этого яркого художника, внёсшего важный вклад в агитационное искусство. Тиражные и оригинальные плакаты коллекции дают полное представление о творческом развитии этого интереснейшего автора.

Расцвет советского плакатного искусства совпал со временем трагических испытаний выпавших на Советский Союз. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война поставила свои задачи перед промышленностью, хозяйством и искусством нашей Родины, явилась испытанием и проверкой всех сил и возможностей Советского государства и народа. Из всех видов изобразительного искусства политический плакат и газетно-журнальная карикатура были сразу же выдвинуты в годы войны на передний план сражения с фашизмом. Изменились цели и задачи плакатного искусства. С самого начала войны плакат сумел быстро включиться в большую агитационную работу, развернутую Коммунистической партией. 

В военные годы плакат приобретает особую значимость и востребованность, он становится не только оружием идеологической борьбы с врагом, одним из самых важных жанров изобразительного искусства и даже больше, летописью народного подвига проявленного в Великой Отечественной войне. В этот период созданы яркие и сильные по остроте воздействия непревзойдённые шедевры советского агитационного искусства. Плакаты этого периода являются самыми глубокими, трогательными и трагичными, в ярких образах они показывают ужасы войны, героизм советских людей, великую радость победителей.

Художники-плакатисты, начавшие свой творческий путь в довоенные годы (Н. ДолгоруковВ. ИвановП. КараченцовА. КокорекинВ. Корецкий, КукрыниксыН. Ватолина), теперь встали в один строй с ветеранами плаката (Д. МоорВ. ДениМ. Черемных и др.). В искусстве плаката работают выдающиеся архитекторы, скульпторы, графики (Б. ЕфимовВ. Лебедев, А. Радаков, А. Шмаринов и др.) и живописцы (А. Пахомов, А. СамохваловВ. СеровА. ПластовП. Соколов-СкаляП. Шухмин и др.). 

С началом Великой Отечественной войны, особенно первые её дни, мобилизационная значимость плаката стала как никогда высокой. Возникла острая необходимость ускорения тиражирования плакатов, они должны были появляться оперативно, в преддверии определенных военных событий или непосредственно после них. Так на третий день войны инициативной группой художников Московского СХ была создана Редакция-мастерская по выпуску ручным трафаретным способом военно-оборонного плаката «Окно ТАСС». С самых первых дней войны и до завершения деятельности редакции в конце 1946 года было выпущено 1289 названий плакатов общим тиражом 842550 экземпляров.

К военным антигитлеровским, антифашистским работам коллекционер проявляет особый интерес и заинтересован в их покупке.Для своей коллекции куплю советские плакаты «Окна ТАСС».

Коллекция плакатов созданных художниками замечательного ленинградского объединения «Боевой карандаш» представлена в большом объеме и значительным количеством его участников, такими как И. Астапов, К. Владимиров, В. Гальба, А. ДавыдовВ. Дубяго, Н. ЗверевБ. Иванов, Г. КовенчукВ. Курдов, В. МеньшиковЖ. Ефимовский, В. Желобинский, В. Кюннап, Ю. ЛобачёвМ. Мазрухо, Н. Муратов, Д. Обозненко, Е. Осипов, Б. Семёнов, В. Травин, Ю. Трунёв, Л. Худяков и др.

Выразительность плакатов «БК», разнообразие тем, оригинальный сатирический подход к решению пропагандистских задач выделяет этих художников и ставит особняком во всем многообразии послевоенного советского агитационного искусства.

Несомненный интерес вызывают политические плакаты времён холодной войны, карикатурные советские антиамериканские и антиимпериалистические оригинальные плакаты второй половины прошлого века вплоть до 1990 года.

С 20-х годов прошлого столетия плакат активно использовался для борьбы с религией и религиозностью населения. Религиозной темой активно занимались: Д. Моор, М. Черемных, Н. Когоут, В. Козлинский, В. Дени, позже к ним присоединились другие плакатисты. К концу в 30-х – атеистическая тема уходит из плаката и возвращается в 50-х, с приходом к власти Хрущева. До середины 80-х, в несколько смягчённой форме, тема религии в некоторой степени отражается в плакате и карикатуре.

В отличии от большинства авторов богоборческих плакатов 1920-х годов, жестких и бескомпромиссных, художники 60–80-х отличались деликатностью, их работы проникнуты остроумием. В атеистической пропаганде не было прямолинейного и агрессивного давления на верующих, стрелы сатиры направлялись больше на представителей религиозных конфессий. Упор делался на объединяющие все народы СССР новые идейные ценности и символы. Более всего советские художники обращаются к тем, кто не посещает церковь, особенно к детям. Атеистическая пропаганда пытается оградить советских граждан от религиозного влияния. В сюжетах атеистических плакатов, как правило, есть лёгкий ироничный подтекст стирающий границу между духовенством и обыкновенными советскими людьми. Юмор – враг помпезности и внешнего приличия. Подшучивая над профессиональными служителями культа, художники изображали их в обычных бытовых сценах. По их мнению смешной инцидент говорил о незаслуженных претензиях на достоинство и уважение предмета насмешек. В поздних плакатах атеистическая пропаганда не без основания заявляла, что «религиозный пережиток» прошлого практически изжит.

Религиозная тема в советском искусстве, в силу своей особенности, не очень популярна и требует деликатности. Она открывает нам широкую палитру контекстов жизни в СССР. Как одна из значимых в истории советского плаката, тоже нашла отражение в данной коллекции. В подборке плакатов ярко прослеживается история атеистической пропаганды с первых послереволюционных лет влоть до конца существования Страны Советов. Раздел антирелигиозных плакатов постоянно пополняется новыми работами, в нём представлены известные авторы: М. Черемных, Н. Быльев, К. Владимиров, М. Мазрухо, Ф. Нелюбин, И. Сычёв, Ю. Трунёв, К. Урбетис, В. Фомичёв, Е. Щеглов.

За годы собирательства многие известные плакаты заняли своё достойное место в коллекции. Среди многообразия плакатов советского периода именно антирелигиозные плакаты приобретаются в коллекцию «Трамвай искусств» наиболее охотно, особенно их оригиналы.

Особенно интересны для коллекционера темы спорта, индустрии, железнодорожного транспорта, авиации и освоения космоса. Помимо общественно-политических плакатов, в коллекцию вошли рекламные плакаты выпускавшиеся для акционерного общества «Интурист», компаний «Аэрофлот» и «Речфлот»; тиражные плакаты, макеты и эскизы плакатов для пищевой промышленности. Этот раздел коллекции представлен известными мастерами работавшими в Торгсине, Торговой палате, Внешторгиздате и комбинате «Продоформление» (С. Сахаров, А. Андреади, И. Ершов, К. Кузгинов, Д. Яновский, В. Асерьянц и др.).

С вниманием выслушаю предложения о продаже и обмене советских тиражных плакатов, оригинальных макетов и эскизов на обозначенные выше темы.